Успешно лечим бесплодие
Пациенты со всего мира
Рождённых с помощью клиники
На приёме репродуктолога пациенты часто задают вопрос: «Каковы риски развития преждевременного истощения яичников после проведения программы искусственного оплодотворения?». Врач почти в половине случаев сталкивается с проблемой страхов и переживаний пациентов, убеждённых в том, что гормональная стимуляция сократит количество существующих фолликулов в яичниках и неминуемо приведёт к ранней менопаузе. В связи с этим, второй вопрос, наиболее часто обсуждаемый на приёме, является программа ЭКО в спонтанном цикле без гормональной стимуляции.
Для ответа на эти вопросы следует напомнить особенности формирования фолликулов в яичниках. К моменту рождения девочки в яичниках находится около двух миллионов яйцеклеток, это известный факт. К моменту наступления пубертатного периода в яичниках остаётся всего лишь 200000-500000 клеток. С возрастом количество фолликулов уменьшается. Каждый месяц в среднем формируется около 30 фолликулов, потенциально способных преобразоваться в преовуляторные. Однако, физиология женщины так устроена, что в середине фолликулярной фазы цикла снижается уровень гормона ФСГ и, в связи с этим, дальнейшее развитие продолжает только один доминантный фолликул, а остальные подвергаются обратному развитию (этот процесс называется атрезией).
Этот процесс происходит каждый менструальный цикл — закладывается рост нескольких фолликулов, а овуляция происходит только одного фолликула. Это эволюционно сложившийся механизм и очень важен для понимания, что происходит в стимулированном цикле ВРТ.
В момент стимуляции постоянным количеством гормона ФСГ растут все примордиальные фолликулы, которые природа сформировала в данном менструальном цикле, и по сути мы «спасаем» от неминуемой гибели фолликулы, которым суждено погибнуть в данном цикле. Именно по этой причине легко можно объяснить, почему раньше времени не наступит истощение яичников после программ экстракорпорального оплодотворения.
Второй вопрос о программе ЭКО в спонтанном цикле без применения гормонов. Это низкоэффективные программы по многому ряду причин. Растёт один доминантный фолликул и вероятность получения зрелой качественной яйцеклетки мала. Либо происходит овуляция, и врач не успевает сделать пункцию фолликула, либо фолликул оказывается пустой без яйцеклетки, либо клетка не зрелая и не оплодотворяется, либо эмбриологам удаётся получить эмбрион, но беременность не наступает.
Подобные программы ВРТ имеет смысл проводить у пациенток, имеющих строгие противопоказания к применению гормонов (тяжёлые экстрагенитальные и онкологические заболевания, тромбозы в анамнезе и др.). В целом дороговизна ЭКО в спонтанном цикле не соответствует целесообразности процедуры, поэтому мы стараемся отказывать пациентам в проведении низкоэффективных программ.
В связи с этим возникает ещё один закономерный вопрос у пациенток. Экстракорпоральное оплодотворение с применением минимальной стимуляции яичников. В данных программах используются малые дозы ФСГ, на фоне которых созревают 3-4 фолликула. Такие стимуляции являются самыми актуальными во всех зарубежных клиниках, особенно в странах, где запрещено переносить более одного эмбриона. Данные программы ЭКО являются профилактикой тяжёлых угрожающих жизни осложнений, таких как синдром гиперстимуляции яичников, тромбозы, а также многоплодной беременности, тяжёлого течения беременности и рисков рождения недоношенных детей.
Однако необходимо иметь чёткое представление о том, какой когорте пациенток показана минимальная стимуляция. Если на приём приходит молодая женщина до 35 лет с хорошим фолликулярным запасом, нормальными гормонами крови, то ,конечно, целесообразно провести минимальную стимуляцию с получением малого количества ооцитов и минимальным риском осложнений.
Но, к сожалению, контингент возрастных женщин, готовящихся к программе ЭКО, растёт с каждым годом. На приём приходят всё чаще женщины старшей возрастной группы после 40 лет, с гормональными нарушениями, с низким фолликулярным ресурсом, после оперативных вмешательств на яичниках, после множества неудачных попыток ЭКО в других клиниках с получением 1-2-х ооцитов. Конечно, таким женщинам абсолютно не показаны мягкие схемы стимуляции, т.к. возможен бедный ответ яичников либо клеток может быть не получено вовсе.
В заключении следует добавить, что механизм преждевременного истощения яичников довольно сложный, генетически детерминированный, т.е. чаще носит наследственный характер. Причины возникновения разные, до конца не изучены. Могут быть и психоэмоциональные причины, связанные с серьёзным нервным потрясением. Могут быть аутоиммунные процессы в организме, негативно влияющие на ткань яичника. Ятрогенный характер истощения яичников — один из самых частых факторов, когда происходит потеря фолликулярного запаса яичников во время операций либо в случае химио- и лучевой терапии при злокачественных опухолях.
Но программы экстракорпорального оплодотворения даже с использованием высоких доз гормонов не вызывают синдрома преждевременного истощения яичников. И этот факт является камнем преткновения не только для пациентов, но врачей. Пациенты много лет откладывают проведение ВРТ ввиду страха перед гормональной стимуляцией. Однако, истощение яичников возникает совсем по другим причинам.